Перейти к:
Потребность в восстановлении эректильной функции у мужчин и их партнёров после операций на простате в ближайшем послеоперационном периоде
https://doi.org/10.21886/2308-6424-2021-9-3-12-18
Аннотация
Введение. Несмотря на достижения современной фармакопеи, хирургическим методам лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ) и рака простаты (РПЖ) отводится значительное место. В послеоперационном периоде у мужчин обычно ухудшается сексуальная функция.
Цель исследования. Изучить потребность мужчин, перенесших оперативное лечение на простате, и их половых партнёров вернуться к прежней половой жизни.
Материалы и методы. В пилотное открытое проспективное рандомизированное несравнительное исследование включены 50 пациентов в возрастном диапазоне 53 – 74 года (в среднем 58,3), последовательно поступивших и прооперированных в МЦ «Авиценна» (Новосибирск), с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года. При поступлении все пациенты заполняли анкету международного индекса эректильной функции (МИЭФ); через один месяц повторно заполняли эту анкету, дополненную пятью вопросами.
Результаты. Лапароскопическая простатэктомия с лимфаденэктомией выполнена 21 пациенту с диагнозом РПЖ T1c – T2N0M0, биполярная трансуретральная резекция простаты (ТУРП) – 29 мужчинам с ДГПЖ. Только у шестерых пациентов (12%) не было сопутствующих заболеваний. После хирургического вмешательства у всех пациентов отмечено ухудшение сексуальной функции, при этом у мужчин в возрасте 50 – 59 лет снижение суммы баллов по шкале МИЭФ произошло на 61,0%, в возрасте 60 – 69 лет – на 39,0%, у лиц старше 70 лет – на 55,2%. Заинтересованность в восстановлении сексуальной функции выказали 18 пациентов (36,0%). Против продолжения половой жизни высказались 32 пациента (64%) со следующей мотивировкой: 19 (59,4%) – отсутствие желания полового партнёра, 8 (25,0%) – отсутствие желания самого пациента, 5 (15,6%) – нежелание повторно оперироваться. Из 36 устойчивых пар 19 женщин (52,8%) возражали против восстановления сексуальной функции своего полового партнёра.
Заключение. Хирургическое вмешательство на простате нарушает сексуальную функцию мужчины тем сильнее, чем пациент моложе. 64% пациентов после операции отказались от восстановления половой жизни, более чем в половине случаев (59,4%) по причине нежелания полового партнёра возобновлять сексуальные отношения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Анисимов Н.В., Кульчавеня Е.В., Холтобин Д.П. Потребность в восстановлении эректильной функции у мужчин и их партнёров после операций на простате в ближайшем послеоперационном периоде. Вестник урологии. 2021;9(3):12-18. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2021-9-3-12-18
For citation:
Anisimov N.V., Kulchavenya E.V., Kholtobin D.P. Restoration of erectile function in men after prostate surgery in the immediate postoperative period: the needs assessment for patients and their partners to maintain sexual relations. Urology Herald. 2021;9(3):12-18. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2021-9-3-12-18
Введение
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) и рак простаты (РПЖ) являются распространёнными заболеваниями мужской популяции во всем мире [1][2][3][4][5]. Несмотря на достижения современной фармакопеи, хирургическим методам лечения этих заболеваний отводится значительное место. ДГПЖ, патоморфологической основой которой является гиперплазия фиброэпителиальной ткани, локализующейся в периуретральной зоне, сама по себе выступает независимым фактором риска эректильной дисфункции (ЭД) [5][6][7][8]; хирургическое вмешательство усугубляет проблему, которая является не только медицинской, но и социальной [9]. Вместе с тем не получено данных, достоверно подтверждающих негативное влияние хирургического вмешательства на простате как такового на половую функцию пациента [8]. Отмечали, что ЭД является одним из осложнений криотерапии РПЖ; ещё чаще сексуальная дисфункция возникает после лучевой терапии [10]. Для пациентов с раком простаты характерны депрессия и суицидальные мысли; немалый вклад в это вносит ЭД [11][12].
A priori считается, что в понятие качества жизни у больных ДГПЖ и РПЖ входит не только улучшение качества мочеиспускания, но и восстановление сексуальной активности [8]. Но нужно ли это в действительности пациенту?
Цель исследования. Изучить потребность мужчин, перенесших оперативное лечение на простате, и их половых партнёров вернуться к прежней половой жизни.
Материалы и методы
В пилотное открытое проспективное рандомизированное несравнительное исследование включены 50 пациентов в возрастном диапазоне 53 – 74 года (в среднем 58,3), последовательно поступивших и прооперированных в МЦ «Авиценна» (Новосибирск), с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года. У 29-и мужчин было высшее, а у 14-и пациентов – среднее специальное образование. 29 пациентов (58%) состояли в браке, семеро (14%) имели постоянного полового партнёра, а у 14-и (28%) преобладали нерегулярные случайные сексуальные контакты. Жены / партнёры наших пациентов также преимущественно имели высшее или среднее специальное образование. Проблемы с эрекцией до оперативного вмешательства имели 23 пациента (46%).
При поступлении все пациенты заполняли анкету международного индекса эректильной функции (МИЭФ); через один месяц после операции повторно заполняли эту анкету, дополненную пятью вопросами:
1. После операции возникало ли у Вас желание восстановить эрекцию при её отсутствии?
2. Хотели бы Вы иметь прежнюю половую активность после операции?
3. Предпринимали ли Вы попытки восстановить эрекцию после операции?
4. Обращались ли Вы к урологу по поводу эректильной дисфункции после операции?
5. Хочет ли Ваш половой партнёр, чтобы Вы имели прежнюю половую активность (как до операции)?
Методы статистического анализа. Использованы методы расчёта описательных статистик: частоты для качественных показателей, среднее, стандартное отклонение, минимальное и максимальное значения для количественных показателей. Статистическая обработка результатов проведена с помощью программы «SPSS Statistics v. 17.0».
Результаты
Лапароскопическая простатэктомия с лимфаденэктомией выполнена 21 пациенту с диагнозом РПЖ T1c – T2N0M0, биполярная трансуретральная резекция простаты (ТУРП) – 29 мужчинам с ДГПЖ. Только у шестерых пациентов (12%) не было сопутствующих заболеваний, остальные наблюдались по поводу гипертонической болезни (43), ишемической болезни сердца (17), сахарного диабета 2-го типа (11); у 27-и пациентов диагностировали одновременно несколько заболеваний.
Результаты оценки сексуальной функции, полученные при анкетировании пациентов, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сексуальная функция и потребность в половой жизни пациентов (n = 50)
Table 1. Sexual function and the need for sexual activity in patients (n = 50)
Примечание: МИЭФ – международный индекс эректильной функции.
Note: IIEF – International Index of Erectile Function.
Хирургическое вмешательство ухудшило сексуальную функцию у всех пациентов, при этом у мужчин в возрасте 50 – 59 лет снижение суммы баллов по шкале МИЭФ произошло на 61,0%, в возрасте 60 – 69 лет – на 39,0%, у лиц старше 70 лет – на 55,2%. Таким образом, в когорте более молодых пациентов сексуальная функция пострадала сильнее всего. Мы полагаем, что здесь имеет место большой вклад эмоциональнопсихических переживаний; обычно чем моложе человек, тем больше он дорожит своей сексуальной функцией, а операция на половых органах может внушать опасения в своей последующей состоятельности.
Заинтересованность в восстановлении сексуальной функции после операции высказали только 18 пациентов (36,0%) с преобладанием среди них более молодых мужчин. Несмотря на эту заинтересованность, никаких мер для восстановления эрекции после операции они не предпринимали по причине отсутствия информации о методах лечения и / или отсутствия финансовой возможности. Против продолжения половой жизни высказались 32 пациента (64%) со следующей мотивировкой: 19 (59,4%) – отсутствие желания полового партнёра, 8 (25,0%) – отсутствие желания самого пациента, 5 (15,6%) – нежелание повторно оперироваться. Bз 36-и устойчивых пар 19 женщин (52,8%) возражали против восстановления сексуальной функции своего полового партнёра. Отношение к восстановлению эректильной функции у оперированных больных и их партнёров демонстрирует рисунок 1.
Рисунок 1. Отношение к восстановлению эректильной функции у оперированных больных и их партнёров
Figure 1. Attitude towards the restoration of erectile function in operated patients and their partners
Таким образом, наше пилотное исследование показало решающую роль партнёрш в отказе от восстановления сексуальной функции мужчин, оперированных на простате. Только каждый четвёртый мужчина сам не был заинтересован в продолжении половой жизни. Наше исследование также показало недостаточность знаний у мужчин о современных возможностях медицины в восстановлении эрекции, что тем более удивительно при достаточно высоком образовательном цензе у включённых в исследование пациентов.
Обсуждение
Ранее подчёркивалось, что для больных раком простаты характерны снижение качества жизни, депрессия и тревожность, что негативно сказывается на качестве отношений и явно является связанным с неудовлетворённостью сексуальной жизнью мужчин [13][14][15]. У жён / партнёров пациентов был более высокий уровень депрессии, более низкое качество сексуального общения и большая сексуальная неудовлетворённость, чем у населения в целом [4]. Даже у мужчин с исходно достаточной эрекцией после радикальной простатэктомии усиливалось сексуальное беспокойство, они испытывали стыд, смущение и снижение общего жизненного счастья [16]. Только 4 – 16% оперированных на простате мужчин восстанавливают свой дооперационный уровень эректильной функции [17][18]. Считается, что восстановление эрекции ускоряет психосоциальное восстановление, включая возврат к дооперационному уровню сексуального удовлетворения. Однако клинический опыт показывает, что эмоциональные трудности и ухудшение отношений зависят не только от эректильной функции, а сексуальное удовлетворение может не вернуться к исходному уровню даже при её улучшении [17]. Снижение сексуального удовлетворения, несмотря на восстановление эрекции, можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, у мужчин после простатэктомии наблюдаются значительные изменения многих сексуальных функций, помимо эректильной, что может способствовать снижению сексуального удовлетворения. Так, после операции у многих мужчин возникает недержание мочи во время оргазма или при возбуждении [19]. Кроме того, возможны различные нарушения оргазма, такие как изменение восприятия оргазма, аноргазмия и связанная с оргазмом боль [17]. Феномен сексуального удовлетворения сложен, и эректильная функция и сексуальное удовлетворение не обязательно идут рука об руку.
Хирургическое лечение по поводу ДГПЖ также может спровоцировать развитие ЭД в послеоперационном периоде или существенно изменить качество полового акта за счёт ретроградной эякуляции и болезненных ощущений во время оргазма [20].
Ретроспективно было оценено влияние трансуретральной резекции простаты (ТУРП) на сексуальную функцию у 264-х пациентов в возрасте от 50 до 85 лет, страдающих ДГПЖ. У 94,3% до операции присутствовала половая активность, с хорошей эректильной функцией в 41,3% случаев, лёгкой / умеренной ЭД в 51,5% и полной ЭД в 1,5% случаев. Тем не менее, только 29,5% мужчин были сексуально удовлетворены. В послеоперационном периоде 89,4% пациентов сообщили о возобновлении сексуальной активности. Эректильную функцию сочли хорошей 39,1%, у 29,5% сексуальная удовлетворённость сохранялась на прежнем уровне. Однако 9,5% больных прекратили половую жизнь после операции. Ретроградная эякуляция наблюдалась у 48% сексуально активных после ТУРП [21]. Не было обнаружено статистической значимых различий влияния ТУРП на эректильную и эякуляторную функции в зависимости от использования монополярного или биполярного способа ТУРП [22]. К сожалению, в этом исследовании не анализировали отношение половых партнёров к возникшей сексуальной дисфункции (их готовность помочь или, наоборот, радость по поводу отказа от секса).
Заключение
Хирургическое вмешательство на простате нарушает сексуальную функцию мужчины тем сильнее, чем пациент моложе. 64% пациентов после операции отказались от восстановления половой жизни, причём более чем в половине случаев (59,4%) по причине нежелания полового партнёра возобновлять сексуальные отношения.
Список литературы
1. Аль-Шукри С.Х., Курнаков А.М., Боровец С.Ю. Прогнозирование рака предстательной железы с использованием доплерометрического исследования. Урологические ведомости. 2016;6(1):16-20. DOI: 10.17816/uroved616-20
2. Кульчавеня Е.В., Холтобин Д.П., Шевченко С.Ю., Потапов В.В., Зулин Я.В. Частота хронического простатита в структуре амбулаторного урологического приема. Экспериментальная и клиническая урология. 2015;(1):16-9. eLIBRARY ID: 23909233
3. Красулин В.В., Глухов В.П., Васильев К.С. Современные возможности хирургического лечения гиперплазии предстательной железы. Вестник урологии. 2019;7(2):85-92. DOI: 10.21886/2308-6424-2019-7-2-85-92
4. Garos S, Kluck A, Aronoff D. Prostate cancer patients and their partners: differences in satisfaction indices and psychological variables. J Sex Med. 2007;4(5):1394-403. DOI: 10.1111/j.1743-6109.2007.00545.x
5. Calogero AE, Burgio G, Condorelli RA, Cannarella R, La Vignera S. Epidemiology and risk factors of lower urinary tract symptoms/benign prostatic hyperplasia and erectile dysfunction. Aging Male. 2019;22(1):12-9. DOI: 10.1080/13685538.2018.1434772
6. Калинина С.Н., Бурлака О.О., Александров М.С., Выдрин П.С. Диагностика и лечение симптомов нижних мочевых путей и эректильной дисфункции у больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы. Урологические ведомости. 2018;8(1):26-33. DOI: 10.17816/uroved8126-33
7. Филимонов П.Н., Кульчавеня Е.В. Последствия избыточного формирования фиброза у больных хроническим простатитом. РМЖ. 2019;27(2):39-41. eLIBRARY ID: 38470751
8. Попов С.В., Орлов И.Н., Топузов Т.М., Гринь Е.А., Кызласов П.С. Оценка копулятивной функции у пациентов, подвергнувшихся трансуретральным и эндовидеохирургическим вмешательствам по поводу доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Вестник урологии. 2017;5(2):19-27. DOI: 10.21886/2308-6424-2017-5-2-19-27
9. Мешков И.О., Кульчавеня Е.В., Шевченко С.Ю., Неймарк А.И. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы у первичного пациента. Урология. 2018;4:72-80. DOI: 10.18565/urology.2018.4.72-80
10. Zhou JT, Fang DM, Xia S, Li T, Liu RL. The incidence proportion of erectile dysfunction in patients treated with cryotherapy for prostate cancer: a meta-analysis. Clin Transl Oncol. 2019;21(9):1152-8. DOI: 10.1007/s12094-019-02036-8
11. Klaassen Z, Arora K, Wilson SN, King SA, Madi R, Neal DE Jr, Kurdyak P, Kulkarni GS, Lewis RW, Terris MK. Decreasing suicide risk among patients with prostate cancer: Implications for depression, erectile dysfunction, and suicidal ideation screening. Urol Oncol. 2018;36(2):60-6. DOI: 10.1016/j.urolonc.2017.09.007
12. Nelson CJ, Mulhall JP, Roth AJ. The association between erectile dysfunction and depressive symptoms in men treated for prostate cancer. J Sex Med. 2011;8(2):560-6. DOI: 10.1111/j.1743-6109.2010.02127.x
13. Nelson CJ, Choi JM, Mulhall JP, Roth AJ. Determinants of sexual satisfaction in men with prostate cancer. J Sex Med. 2007;4(5):1422-7. DOI: 10.1111/j.1743-6109.2007.00547.x
14. Wittmann D, Northouse L, Crossley H, Miller D, Dunn R, Nidetz J, Montie J, Moyad M, Lavin K, Montie JE. A pilot study of potential pre-operative barriers to couples' sexual recovery after radical prostatectomy for prostate cancer. J Sex Marital Ther. 2015;41(2):155-68. DOI: 10.1080/0092623X.2013.842194
15. Соколов Е.А., Велиев Е.И., Велиев Р.А. Базовый уровень эректильной функции и общая выживаемость пациентов после радикальной простатэктомии. Вестник урологии. 2020;8(3):69-75. DOI: 10.21886/2308-6424-2020-8-3-69-75
16. Nelson CJ, Deveci S, Stasi J, Scardino PT, Mulhall JP. Sexual bother following radical prostatectomyjsm. J Sex Med. 2010;7(1 Pt 1):129-35. DOI: 10.1111/j.1743-6109.2009.01546.x
17. Terrier JE, Masterson M, Mulhall JP, Nelson CJ. Decrease in Intercourse Satisfaction in Men Who Recover Erections After Radical Prostatectomy. J Sex Med. 2018;15(8):1133-9. DOI: 10.1016/j.jsxm.2018.05.020
18. Nelson CJ, Scardino PT, Eastham JA, Mulhall JP. Back to baseline: erectile function recovery after radical prostatectomy from the patients' perspective. J Sex Med. 2013;10(6):1636-43. DOI: 10.1111/jsm.12135
19. Fode M, Serefoglu EC, Albersen M, Sønksen J. Sexuality Following Radical Prostatectomy: Is Restoration of Erectile Function Enough? Sex Med Rev. 2017;5(1):110-9. DOI: 10.1016/j.sxmr.2016.07.005
20. Vale J. Benign prostatic hyperplasia and erectile dysfunction--is there a link? Curr Med Res Opin. 2000;16 Suppl 1:s63-7. DOI: 10.1185/0300799009117042
21. Pavone C, Abbadessa D, Scaduto G, Caruana G, Scalici Gesolfo C, Fontana D, Vaccarella L. Sexual dysfunctions after transurethral resection of the prostate (TURP): evidence from a retrospective study on 264 patients. Arch Ital Urol Androl. 2015;87(1):8-13. DOI: 10.4081/aiua.2015.1.8
22. El-Assmy A, ElShal AM, Mekkawy R, El-Kappany H, Ibrahiem EHI. Erectile and ejaculatory functions changes following bipolar versus monopolar transurethral resection of the prostate: a prospective randomized study. Int Urol Nephrol. 2018;50(9):1569-76. DOI: 10.1007/s11255-018-1950-6
Об авторах
Н. В. АнисимовРоссия
Никита Валерьевич Анисимов – врач-уролог
630132, г. Новосибирск, пр. Димитрова, д. 7
тел.: +7 (903) 993-90-20
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Е. В. Кульчавеня
Россия
Екатерина Валерьевна Кульчавеня – докт. мед. наук, профессор; главный научный сотрудник, руководитель отдела урологии ФГБУ «Новосибирский НИИ туберкулёза» Минздрава России; профессор кафедры туберкулёза ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России; научный руководитель клиники урологии АО МЦ «Авиценна»
630132, г. Новосибирск, пр. Димитрова, д. 7
630040, г. Новосибирск, ул. Охотская, д. 81а
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Д. П. Холтобин
Россия
Денис Петрович Холтобин – канд. мед. наук; старший научный сотрудник ФГБУ «Новосибирский НИИ туберкулёза» Минздрава России; заведующий отделением урологии АО МЦ «Авиценна»
630132, г. Новосибирск, пр. Димитрова, д. 7
630040, г. Новосибирск, ул. Охотская, д. 81а
Конфликт интересов:
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Рецензия
Для цитирования:
Анисимов Н.В., Кульчавеня Е.В., Холтобин Д.П. Потребность в восстановлении эректильной функции у мужчин и их партнёров после операций на простате в ближайшем послеоперационном периоде. Вестник урологии. 2021;9(3):12-18. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2021-9-3-12-18
For citation:
Anisimov N.V., Kulchavenya E.V., Kholtobin D.P. Restoration of erectile function in men after prostate surgery in the immediate postoperative period: the needs assessment for patients and their partners to maintain sexual relations. Urology Herald. 2021;9(3):12-18. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2021-9-3-12-18