Preview

Вестник урологии

Расширенный поиск

«Школы пациентов» с мочекаменной болезнью и заболеваниями предстательной железы

https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-110-120

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В лечении хронических заболеваний важную роль играет повышение уровня знаний пациента о своём заболевании. Одним из способов повышения уровня медицинской грамотности населения является проведение регулярных встреч пациентов с врачами в рамках «Школ для пациентов». Мочекаменная болезнь (МКБ) является одним из самых распространённых урологических заболеваний (3,5‒9,6% населения). Помимо высокой распространённости для МКБ характерна высокая частота рецидивирования (50‒75% в течение 5‒10 лет). Наиболее распространёнными заболеваниями предстательной железы являются простатит, доброкачественная гиперплазия и рак. Эти заболевания носят хронический характер и требуют наблюдения специалистов в динамике. Лечение мочекаменной болезни и заболеваний предстательной железы является одним из приоритетных направлений для клиники урологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Помимо хирургического лечения, специалисты клиники проводят комплекс мероприятий, направленных на профилактику рецидивов и осложнений этих заболеваний. Школы пациентов с мочекаменной болезнью и заболеваниями предстательной железы проводятся каждые 3 месяца. Темы для обсуждения выбирают сами пациенты. Помимо докладов, пациентам выполняется УЗИ почек, мочевого пузыря и простаты, а также проводятся экспресс-консультации. Участие в Школах пациентов формирует осознанное отношение к своему заболеванию, повышает приверженность к лечению и улучшает прогноз заболевания. Распространение подобных программ соответствует современной концепции превентивной медицины и повышает эффективность оказания медицинской помощи населению.

Для цитирования:


Гаджиев Н.К., Горелов Д.С., Акопян Г.Н., Гелиг В.А., Иванов А.О., Петров С.Б., Крюкова Н.Ю., Рева С.А., Пономарева Ю.А., Аль-Шукри А.С., Мищенко А.А., Когай М.А., Васильев В.Н., Чернышева Д.Ю., Обидняк В.М., Макарьин В.А., Писарев А.В., Закуцкий А.Н., Кузьмин И.В., Амдий Р.Э., Корнеев И.А., Аль-Шукри С.Х. «Школы пациентов» с мочекаменной болезнью и заболеваниями предстательной железы. Вестник урологии. 2020;8(1):110-120. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-110-120

For citation:


Gadjiev N.K., Gorelov D.S., Akopyan G.N., Gelig V.A., Ivanov A.O., Petrov S.B., Kryukova N.U., Reva S.A., Ponomareva Yu.A., Al-Shukri A.S., Mischenko A.A., Kogai M.A., Vasiliev V.N., Chernysheva D.Yu., Obidnyak V.M., Makar’in V.A., Pisarev A.V., Zakuckij A.N., Kuzmin I.V., Amdiy R.E., Korneyev I.A., Al-Shukri S.H. «Schools for Patients» with Urolithiasis and Prostatic Diseases. Urology Herald. 2020;8(1):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-110-120

Введение

Лечение хронических заболеваний — длительный процесс, требующий полноценного сотрудничества между врачом и пациентом. Повышение уровня знаний пациента о своём заболевании, профилактике, метафилактике, повышении качества жизни, ос­ложнениях и рецидивах позволяет улучшить ре­зультаты лечения.

Одним из эффективных способов повышения медицинской образованности населения явля­ется регулярное проведение встреч пациентов с врачами [1]. Основной целью организации подобных встреч является повышение качества и до­ступности медицинской помощи населению [2].

Принципы профилактических образователь­ных программ реализуются во многих странах. Например, ещё в 1986 году в Оттавской хартии по укреплению здоровья было сформулирова­но, что ответственность за процесс укрепления здоровья в системе здравоохранения распреде­ляется между отдельной личностью, обществен­ными группами, медицинскими работниками, службами здравоохранения и органами государ­ственного управления [1]. В 1998 году Всемирной организацией здравоохранения была принята стратегия «Здоровье для всех в 21 веке». Одним из основных направлений этой стратегии было признано проведение совместной здравоохра­нительной деятельности при широком участии и привлечении соответствующих партнёров на всех уровнях — дом/семья, школа/работа, местный населённый пункт/община и страна [2]. В России также накоплен многолетний опыт работы образовательных программ или «Школ для пациентов» с различными хроническими за­болеваниями. Занятия в рамках подобных Школ проводятся с пациентами с такими распростра­нёнными заболеваниями, как сахарный диа­бет, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца и др. [3-5]. Внедрение подобных про­грамм для пациентов позволяет снизить частоту госпитализаций, сократить потери по временной нетрудоспособности и инвалидности, что, в свою очередь, повышает экономическую эффектив­ность здравоохранения [6, 7].

Пациенты с мочекаменной болезнью и забо­леваниями предстательной железы составляют значительную часть среди всей популяции уро­логических пациентов. Учитывая хронический характер течения этих заболеваний и необходи­мость динамического наблюдения, мы задались целью организовать профилированные Школы пациентов, опираясь при этом на опыт коллег других специальностей.

Школы пациентов с мочекаменной болезнью

Мочекаменная болезнь (МКБ) — одно из са­мых распространённых урологических заболе­ваний. По данным ряда исследований, распро­странённость МКБ в мире составляет 3,5-9,6% населения [8-11]. В Европе показатель распро­странённости МКБ колеблется в пределах 5-10%, в США — 7-15%. МКБ помимо высокой распро­странённости характеризуется высокой частотой рецидивирования — до 50-75% в течение 5-10 лет [12]. Более того, в настоящее время отмеча­ется тенденция к росту частоты выявления МКБ. Так, в России в период с 2005 по 2016 год прирост числа зарегистрированных случаев МКБ составил 34%, а прирост впервые выявленных случаев — 27,3% [13]. Учитывая сложившиеся мировые тен­денции, наиболее перспективным направлением лечения МКБ должна являться профилактика как первичная, так и вторичная или метафилактика.

Мочекаменная болезнь является одним из приоритетных направлений деятельности кли­ники урологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. В своей рутинной деятельности мы не ограничи­ваемся только хирургическим лечением. Всем нашим пациентам после оперативного лечения выполняется анализ удалённого конкремента, а также проводится консультация штатного специ­алиста по метафилактике камнеобразования.

Ответственное отношение к своему заболе­ванию, чёткое соблюдение пациентом врачеб­ных рекомендаций являются обязательными ус­ловиями эффективной метафилактики.

Для формирования такого отношения сре­ди наших пациентов мы используем различные средства: сайт отделения с информационны­ми материалами, приложение для смартфонов StoneMD [14] (доступно для бесплатного скачи­вания в AppStore и GooglePlay), помогающее со­блюдать рекомендации лечащего врача, а также регулярно проводим «Школы пациентов с моче­каменной болезнью».

Структура Школы пациентов МКБ. Занятия с пациентами проводятся с интервалом 3 месяца. С нашей точки зрения, этот режим является опти­мальным, так как у пациентов достаточно време­ни для усвоения новой информации (рекоменда­ции, изменение образа жизни), но, при этом, не наступает «перегрузки» новыми данными. Как по­казывает практика, большинство пациентов про­должают соблюдать врачебные рекомендации не более 3-6 месяцев после выписки из стационара [15]. Посещение Школ повышает сознательность и мотивацию пациентов к соблюдению мер, на­правленных на предотвращение рецидивов забо­левания. Участие в заседаниях Школ бесплатное, посещать их может любой желающий.

Набор пациентов для участия в Школах осу­ществляется по нескольким направлениям. Ос­новная популяция — это пациенты из базы дан­ных медицинской информационной системы (qMS) нашей клиники, выбранные с помощью поиска по соответствующим ключевым словам; необходимо отметить, что база данных регуляр­но обновляется. Информация о дате очередной Школы распространяется дважды с помощью смс-оповещений: за 3 недели и за 1 неделю до заседания. Это позволяет людям заранее сплани­ровать своё время. Изначально также проводи­лось двукратное информирование посредством телефонных звонков, но с опытом от телефонного оповещения мы отказались, так как многие паци­енты находили это неудобным и раздражающим. Также информация о датах Школ распространя­ется среди урологов амбулаторного звена (теле­фонные контакты, информационные плакаты на входах в поликлиники, буклеты). Расширить ау­диторию помогают СМИ: местное телевидение, радио, печатные издания, а также социальные медиа: Инстаграм, информационный канал и консультативный чат «Школы пациентов с МКБ», а также сайт нашего отделения, где публикуются информационные материалы и проходит обще­ние с пациентами.

Занятия проводятся по воскресеньям, в днев­ное время. Большая часть пациентов — люди среднего и пожилого возраста. Поэтому, необхо­димо учитывать как график работающих пациен­тов, так и сезонный график (дачные работы, сбор урожая на приусадебных участках).

При регистрации перед началом заседания пациенты подписывают информированное со­гласие на обработку персональных данных и проведение диагностических исследований. Это важный аспект коммуникации с пациентами в со­временных юридических реалиях.

Во время занятий пациентам читаются лекции на темы, так или иначе связанные с МКБ. Важной особенностью наших Школ является то, что темы лекций выбирают сами пациенты по окончании каждой встречи, таким образом, они получают именно ту информацию, которая для них акту­альна. Обычно в программу Школы входят 3 не­больших (10-15 минут) доклада, подготовленных с учётом специфики аудитории: минимум слож­ных терминов, максимум наглядной информации. Этот момент очень важен, ведь пациент приходит за знаниями, которые должны быть изложены максимально доступно, понятным ему языком. Требование доступности информации неспеци­алисту является обязательным для наших доклад­чиков при подготовке презентаций.

Как уже отмечалось ранее, темы для обсужде­ния выбирают сами пациенты. Этим и обусловлен выбор приглашаемых специалистов. Помимо уро­логов, у нас выступают опытные эндокринологи, эндокринные хирурги, диетологи, нефрологи, спе­циалисты по лабораторной диагностике.

После завершения лекционной части все до­кладчики остаются в зале и проводят экспресс- консультации и отвечают на вопросы пациентов. Любой посетитель Школы может задать интере­сующий его вопрос и получить квалифицирован­ные рекомендации.

Важным элементом наших Школ является выполнение УЗИ почек и мочевого пузыря всем желающим участникам встречи. Таким образом, помимо необходимой информации пациент по­лучает возможность пройти скрининговое УЗИ. Первую Школу пациентов посетили 45 человек. На сегодняшний день посещаемость Школы со­ставляет, в среднем, 150-200 пациентов и эта цифра продолжает расти.

Школы пациентов с заболеваниями предстательной железы

К наиболее распространённым заболевани­ям предстательной железы по праву относят про­статит, гиперплазию и рак предстательной желе­зы. Эти заболевания носят хронический характер и требуют не просто однократного лечения, а на­блюдения специалистов в динамике.

Простатит является самым распространён­ным урологическим заболеванием у мужчин моложе 50 лет. Хотя бы 1 раз в жизни 35-50% мужчин отмечали жалобы, характерные для простатита. У 8-11% европейцев и 3-16% аме­риканцев простатит является рецидивирующим заболеванием [16, 17]. По данным российских авторов, воспалительный процесс в предстатель­ной железе отмечается у 19% мужчин [18].

Вопрос заболеваемости доброкачественной гиперплазией предстательной железы (ДГПЖ) является актуальным во всем мире. К 50 годам до 50% мужчин отмечают проявления ДГПЖ [19]. Согласно данным мировой статистики, кли­нически значимые формы ДГПЖ встречаются у 26-46% мужской популяции соответствующего возраста [20, 21]. На сегодняшний день в России порядка 12 млн мужчин страдают ДГПЖ, а при­рост выявленных случаев заболевания за по­следние 10 лет составил 72,4% [22]. В настоящее время самым распространённым видом хирурги­ческого лечения аденомы предстательной желе­зы является трансуретральная резекция (ТУР). По данным исследований, повторное хирургическое лечение (в том числе ТУР ПЖ, уретротомия и ТУР- коррекция шейки мочевого пузыря) в течение 8 лет после операции потребовалось 14,7% паци­ентов, из них 7,4% потребовалась повторная ТУР ПЖ [23].

Невозможно переоценить актуальность про­блемы рака предстательной железы (РПЖ). В структуре онкологических заболеваний мужско­го населения в мире РПЖ выходит на 2-3 место после рака лёгкого и желудка, а в США — на пер­вое место [24]. В России РПЖ занимает второе место по заболеваемости после опухолей трахеи, бронхов и лёгкого. В 2004 году РПЖ в структуре заболеваемости злокачественными новообра­зованиями составлял 6,9%, а в 2016 году — уже 14,0%. До 30% всех мужчин старше 50 лет в Рос­сии болеют РПЖ [25]. Основным методом ради­кального лечения РПЖ является радикальная простатэктомия (открытая, лапароскопическая или робот-ассистированная). Наиболее частыми послеоперационными проблемами в отдалён­ном периоде являются эректильная дисфункция (20-80%) и недержание мочи (7-35%) [26-29]. Биохимический рецидив рака простаты после радикальной простатэктомии отмечается у 38% пациентов в течение 5 лет после операции [30].

Все вышеперечисленное определяет важ­ность и актуальность проведения Школ пациен­тов с заболеваниями предстательной железы; ведь нередко ситуация складывается таким об­разом, что пациент, даже получивший опти­мальное лечение в рамках своего заболевания, в отдалённом периоде остаётся без адекватного медицинского наблюдения.

Школы пациентов с заболеваниями пред­стательной железы организованы по тем же принципам, что и Школы МКБ. Учитывая спектр заболеваний предстательной железы и интерес пациентов, с докладами выступают не только урологи общего профиля, но и онкоурологи, ан­дрологи, нейроурологи, физиотерапевты, а так­же диетологи.

Пациентам выполняется УЗИ почек и моче­вого пузыря, предстательной железы, а также урофлоуметрия. Мы начали проводить Школы пациентов с заболеваниями простаты позже, чем Школы МКБ, но динамика посещаемости сопо­ставима и в настоящее время составляет 100-150 пациентов. Следует отметить, что все исследова­ния в рамках Школ проводятся абсолютно бес­платно.

Примеры программ Школ:

Мочекаменная болезнь

  1. Мочеточниковые стенты: возможные ос­ложнения (уролог).
  2. Особенности питания при уратных камнях (диетолог).
  3. Заболевания паращитовидных желез и мо­чекаменная болезнь (хирург-эндокрино­лог).

Заболевания предстательной железы

  1. Рак предстательной железы — показания к операции (онкоуролог).
  2. Нарушения эрекции при заболеваниях предстательной железы (андролог).
  3. Физиотерапия при хроническом простати­те (уролог и специалист по ФТЛ).

Во время заседаний проводится прямая трансляция выступлений в нашем YouTube- канале «Клиника урологии ПСПбГМУ», записи выступлений также доступны на сайте нашего от­деления endouroclinic.ru

С целью улучшения обратной связи во время проведения очередных Школ пациентов с МКБ и заболеваниями простаты пациентам были пред­ложены для заполнения опросники с примене­нием психометрической шкалы Ликерта (табл. 1).

 

Таблица 1. Опросник для посетителей Школы

Table 1. Questionnaire for «School» visitors

 Вопросы

Questions

Абсолютно
согласен

Strongly agree 

 Согласен

Agree

Трудно
сказать

Undecided 

 Не согласен

Disagree

 Абсолютно не согласен

Strongly
disagree

Все услышанное на Школе мне понятно

Everything I heard is clear to me

54321

Я приду на Школу ещё раз

I'll come to «School» again

54321

Я буду рекомендовать посещение

Школы своим знакомым

I will recommend visiting the «School» to my friends

54321

Результаты опроса посетителей «Школы па­циентов с МКБ» представлены на рисунках 1-3.

 

Рисунок 1. Распределение ответов по вопросу №1 «Все услышанное на Школе мне понятно»

Figure 1. Distribution of answers to question No. 1 "Everything I heard at the «School»is clear to me»

 

 

Рисунок 2. Распределение ответов по вопросу № 2 «Я приду на Школу ещё раз»

Figure 2. Distribution of answers to question No. 2 «I will come to the «School» agai»"

 

 

Рисунок 3. Распределение ответов по вопросу №3 «Я буду рекомендовать посещение Школы своим знакомым»

Figure 3. Distribution of answers to question No. 3 «I will recommend a visit to the «School» to my friends»

 

Ответы посетителей Школы пациентов с забо­леваниями предстательной железы несколько от­личалось (рис. 4-6). По всей видимости, различия в восприятии информации обусловлены возраст­ным фактором, ведь средний возраст пациентов с заболеваниями предстательной железы выше, чем у пациентов с мочекаменной болезнью.

 

Рисунок 4. Распределение ответов по вопросу № 1 «Все услышанное на Школе мне понятно»

Figure 4. Distribution of answers to question No. 1 "Everything I heard at the «School» is clear to me»

 

 

Рисунок 5. Распределение ответов по вопросу № 2 «Я приду на Школу ещё раз»

Figure 5. Distribution of answers to question No. 2 «I will come to the «School» again»

 

 

Рисунок 6. Распределение ответов по вопросу №3 «Я буду рекомендовать посещение Школы своим знакомым»

Figure 6. Distribution of answers to question No. 3 «I will recommend a visit to the «School» to my friends»

Заключение

В ситуации с хроническими заболеваниями, к которым относятся мочекаменная болезнь и заболевания предстательной железы, даже иде­ально проведённая высокотехнологичная опе­рация не исключает рецидива, вероятность на­ступления которого без соблюдения пациентом рекомендаций и последующего наблюдения специалистов крайне высока.

Проведение занятий в рамках Школ являет­ся важной составляющей частью коммуникации между врачом и пациентом и позволяет поддер­живать не только комплаентность пациента, но и сохранять преемственность в лечении. Вовле­чение самого пациента в процесс лечения повы­шает приверженность к лечению и улучшает про­гноз заболевания. Участие в Школах пациентов повышает уровень информированности пациен­тов, формирует осознанное отношение к своему заболеванию. Распространение подобных про­грамм в рамках страны соответствует современ­ной концепции превентивной медицины [31]. Развитие профилактического здравоохранения является эффективным инструментом снижения расходов на оказание медицинских услуг.

Список литературы

1. Пономарева И.П., Прощаев К.И., Ильницкий А.Н. Мо- дель школы пациента в паллиативной гериатрии: новый взгляд на проблему. Архивъ внутренней медицины. 2016;6(4):42‒46. https://doi.org/10.20514/2226-6704-2016-6-4-42-46

2. Злобин А.А., Смирнов С.В., Онуфриева М.С., Степано- ва Е.Ю., Рукавишников М.В., Балакирев В.П., Кузьмин А.И., Кошелева Н.А. Практическое руководство по организации социального обслуживания пациентов с ВИЧ-инфекцией (с использованием опыта «Школ па- циента»). М.: Экстрим Дизайн Студия; 2011:7‒32. ISBN: 978-5-9902955-1-3

3. Кузнецов А.И., Кашина Е.С., Лазарева Л.А., Кичатова Е.Ю., Герасимова О.Н., Мунтян И.А. Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014;16(5-4):1511‒1513. eLIBRARY ID: 23401290

4. Полевая О.А., Карабиненко А. А. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой. Лечебное дело. 2007;(3):42‒44. eLIBRARY ID: 15123508

5. Концевая А.В., Калинина А.М., Спивак Е.Ю. Влияние обучения в школе здоровья для больных ишемической болезнью сердца на структуру затрат на медикаментозную терапию (АВС и VEN-анализ). Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2008;4(3):59‒64. eLIBRARY ID: 11585840

6. Концевая А.В., Спивак Е.Ю., Калинина А.М. Социально- экономическая эффективность Школ здоровья для больных ИБС в первичном звене здравоохранения. Эффективная фармакотерапия. 2011;(12):92‒97. eLIBRARY ID: 21651265

7. Карпова И.П., Шильникова Н Ф. Оценка эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии. Дальневосточный медицинский журнал. 2011;(3):13‒15. eLIBRARY ID: 16755439

8. Curhan G. Epidemiology of Stone Disease. Urolclin North Am. 2007;34(3):287–293. https://doi.org/10.1016/j.ucl.2007.04.003

9. Lieske JC, Pena de la Vega LS, Slezak JM, Bergstralh EJ, Leibson CL, Ho KL, Gettman MT. Renal stone epidemiology in Rochester, Minnesota: an update. Kidney Int. 2006;69(4):760‒764. https://doi.org/10.1038/sj.ki.5000150

10. Romero V, Akpinar H, Assimos DG. Kidney stones: a global picture of prevalence, incidence, and associated risk factors. Rev Urol. 2010 Spring;12(2‒3):e86‒96. PMCID: PMC2931286

11. Scales CD, Smith AC, Hanley JM, Saigal CS, Urologic Diseases in America Project. Prevalence of kidney stones in the United States. EurUrol. 2012;62(1):160‒165. https://doi.org/10.1016/j.eururo.2012.03.052

12. Turney BW, Reynard JM, Noble JG, Keoghane SR. Trends in urological stone disease. BJU Int. 2012;109(7):1082–1087. https://doi.org/10.1111/j.1464-410X.2011.10495.x

13. Аполихин О.И., Сивков А.В., Комарова В.А., Просянников М.Ю., Голованов С.А., Казаченко А.В., Никушина А.А., Шадеркина В.А. Заболеваемость мочекаменной болезнью в Российской Федерации (2005‒2016 годы). Экспериментальная и клиническая урология. 2018;(4):4‒14. eLIBRARY ID: 36802629

14. Гаджиев Н.К., Бровкин С.С., Григорьев В.Е., Дмитриев В.В., Малхасян В.А., Шкарупа Д.Д., Писарев А.В., Мазуренко Д.А., Обидняк В.М., Орлов И.Н., Попов С.В., Тагиров Н.С., Петров С.В. Метафилактика мочекаменной болезни: новый взгляд, современный подход, мобильная реализация. Урология. 2017;(1):124‒129. https://dx.doi.org/10.18565/urol.2017.1.124-129

15. Brown MT, Bussell JK. Medication Adherence: WHO Cares? Mayo Clin Proc. 2011;86(4):304–314. https://dx.doi.org/10.4065/mcp.2010.0575

16. Rees J, Abrahams M, Doble A, Cooper A. Diagnosis and treatment of chronic bacterial prostatitis and chronic prostatitis/ chronic pelvic pain syndrome: a consensus guideline. Prostatitis Expert Reference Group (PERG). BJU Int. 2015;116(4):509‒525. https://dx.doi.org/10.1111/bju.13101

17. Polackwich AS, Shoskes DA. Chronic prostatitis/chronic pelvic pain syndrome: a review of evaluation and therapy. Prostate Cancer Prostatic Dis. 2016;19(2):132‒138. https://dx.doi.org/10.1038/pcan.2016.8

18. Божедомов В.А. Современные возможности лечения хронического простатита. Андрология и генитальная хирургия. 2016;17(3):10‒22. https://doi.org/10.17650/2070-9781-2016-17-3-10-22

19. Berry SJ, Coffey DS, Walsh PC, Ewing LLJ. The development of human benign prostatic hyperplasia with age. Urology. 1984;132(3):474‒479. https://doi.org/10.1016/s0022-5347(17)49698-4

20. Jespen JV, Bruskewitz RC. Comprehensive patient evaluation for benign prostate hyperplasia. Urology. 1998;51(suppl.4A):13–18. https://doi.org/10.1016/s0090-4295(98)00050-8

21. Huh JS, Kim YJ, Kim SD. Prevalence of Benign Prostatic Hyperplasia on Jeju Island: Analysis from a Cross-sectional Community-based Survey. World J Mens Health. 2012 Aug;30(2):131‒137. https://doi.org/10.5534/wjmh.2012.30.2.131

22. Просянников М.Ю. Медико-экономическая эффективность стандартизированной программы диагностики и лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Автореферат дис. ... канд. мед. наук. М.; 2016. Доступно по: https://www.dissercat.com/content/mediko-ekonomicheskaya-effektivnost-standartizirovannoi-programmy-diagnostiki-i-lecheniya-do Ссылка активна на 20.01.2020.

23. Madersbacher S, Lackner J, Brössner C, Röhlich M, Stancik I, Willinger M, Schatzl G, Prostate Study Group of the Austrian Society of Urology. Reoperation, myocardial infarction and mortality aer transurethral and open prostatectomy: a nation-wide, long-term analysis of 23,123 cases. EurUrol. 2005;47(4):499‒504. https://doi.org/10.1016/j.eururo.2004.12.010

24. Siegel RL, Miller KD, Jemal A. Cancer Statistics, 2016. Cancer J. Clin. 2016;66(1):7–30. https://doi.org/10.3322/caac.21332

25. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2016 году (заболеваемость и смертность). Москва: ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена» – филиал ФГБУ «Националь- ный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России; 2018.

26. Carlsson S, Nilsson AE, Schumacher MS, Jonsson MN, Volz DS, Steineck G, Wiklund PN. Surgery-related complications in 1253 robot-assisted and 485 open retropubic radical prostatectomies at the Karolinska University Hospital, Sweden. Urology. 2010;75(5):1092‒1097. https://doi.org/10.1016/j.urology.2009.09.075

27. Ficarra V, Novara G, Artibani W, Cestari A, Galfano A, Graefen M, Guazzoni G, Guillonneau B, Menon M, Montorsi F, Patel V, Rassweiler J, Van Poppel H. Retropubic, laparoscopic, and robot-assisted radical prostatectomy: a systematic review and cumulative analysis of comparative studies. EurUrol. 2009;55(5):1037‒1063. https://doi.org/10.1016/j.eururo.2009.01.036

28. Rabbani F, Yunis LH, Pinochet R, Nogueira L, Vora KC, Eastham JA, Guillonneau B, Laudone V, Scardino PT, Touijer K. Comprehensive standardized report of complications of retropubic and laparoscopic radical prostatectomy. EurUrol. 2010;57(3):371‒386. https://doi.org/10.1016/j.eururo.2009.11.034

29. Resnick MJ, Koyama T, Fan K-H, Albertsen PC, Goodman M, Hamilton AS, Hoffman RM, Potosky AL, Stanford JL, Stroup AM, Van Horn RL, Penson DF. Long-term functional outcomes aer treatment for localized prostate cancer. N Engl J Med. 2013;368(5):436‒445. https://doi.org/10.1056/NEJMoa1209978

30. Amling CL, Bergstralh EJ, Blute ML, Slezak JM, Zincke H. Defining prostate specific antigen progression after radical prostatectomy: what is the most appropriate cut point? J Urol. 2001;165(4):1146‒1151. PMID:11257657

31. Тетенёва Т.А., Куркин А.В., Богданова Е.Л. Превентивная медицина в России: тренды развития. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017;6(1):185‒187. eLIBRARY ID: 29024924


Об авторах

Н. К. Гаджиев
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Нариман Казиханович Гаджиев – д.м.н.; руководитель отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии

тел.: +7 (921) 431-14-36



Д. С. Горелов
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Дмитрий Сергеевич Горелов – врач-уролог отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии



Г. Н. Акопян
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России
Россия

Гагик Нерсесович Акопян – д.м.н; профессор кафедры урологии



В. А. Гелиг
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Виталий Аркадьевич Гелиг – врач-уролог отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии



А. О. Иванов
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Андрей Олегович Иванов – заведующий отделением дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии



С. Б. Петров
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Сергей Борисович Петров – д.м.н., профессор; руководитель НИЦ урологии



Н. Ю. Крюкова
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Наталья Юрьевна Крюкова – к.м.н.; врач ультразвуковой диагностики отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии



С. А. Рева
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Сергей Александрович Рева – к.м.н.; заведующий отдением онкоурологии и андрологии НИЦ урологии



Ю. А. Пономарева
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Юлия Анатольевна Пономарева – к.м.н.; заведующая отделением общей и неотложной урологии НИЦ урологии



А. С. Аль-Шукри
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Адель Сальманович Аль-Шукри – д.м.н; профессор кафедры урологии, руководитель отделения общей и неотложной урологии НИЦ урологии



А. А. Мищенко
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Александра Андреевна Мищенко – клинический ординатор отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии



М. А. Когай
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия

Марина Александровна Когай – к.м.н.; врач-диетолог научно-клинического и образовательного центра гастроэнтерологии и гепатологии



В. Н. Васильев
ФГБУ «Всероссийский Центр экстренной и радиационной медицины имени А М. Никифорова» МЧС России
Россия
Владимир Николаевич Васильев – врач-невролог


Д. Ю. Чернышева
СПб ГБУЗ «Клиническая больница Святителя Луки»
Россия

Дарья Юрьевна Чернышева – к.м.н.; врач-уролог Городского центра эндоскопической урологии и новых технологий



В. М. Обидняк
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Владимир Михайлович Обидняк – врач-уролог отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии



В. А. Макарьин
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия

Виктор Алексеевич Макарьин – к.м.н; хирург-эндокринолог, онколог Клиники высоких медицинских технологий имени Н.И. Пирогова



А. В. Писарев
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия
Алексей Вячеславович Писарев – врач-уролог Клиники высоких медицинских технологий имени Н.И. Пирогова


А. Н. Закуцкий
Многопрофильная клиника «ОсНова»
Россия

Александр Николаевич Закуцкий – к.м.н.; врач-уролог Центра мочекаменной болезни



И. В. Кузьмин
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Игорь Валентинович Кузьмин – д.м.н.; профессор кафедры урологии



Р. Э. Амдий
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Рефат Эльдарович Амдий – д.м.н.; профессор кафедры урологии



И. А. Корнеев
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Игорь Алексеевич Корнеев – д.м.н., профессор; профессор кафедры урологии



С. Х. Аль-Шукри
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Россия

Сальман Хасунович Аль-Шукри – д.м.н., профессор; заведующий кафедрой урологии



Рецензия

Для цитирования:


Гаджиев Н.К., Горелов Д.С., Акопян Г.Н., Гелиг В.А., Иванов А.О., Петров С.Б., Крюкова Н.Ю., Рева С.А., Пономарева Ю.А., Аль-Шукри А.С., Мищенко А.А., Когай М.А., Васильев В.Н., Чернышева Д.Ю., Обидняк В.М., Макарьин В.А., Писарев А.В., Закуцкий А.Н., Кузьмин И.В., Амдий Р.Э., Корнеев И.А., Аль-Шукри С.Х. «Школы пациентов» с мочекаменной болезнью и заболеваниями предстательной железы. Вестник урологии. 2020;8(1):110-120. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-110-120

For citation:


Gadjiev N.K., Gorelov D.S., Akopyan G.N., Gelig V.A., Ivanov A.O., Petrov S.B., Kryukova N.U., Reva S.A., Ponomareva Yu.A., Al-Shukri A.S., Mischenko A.A., Kogai M.A., Vasiliev V.N., Chernysheva D.Yu., Obidnyak V.M., Makar’in V.A., Pisarev A.V., Zakuckij A.N., Kuzmin I.V., Amdiy R.E., Korneyev I.A., Al-Shukri S.H. «Schools for Patients» with Urolithiasis and Prostatic Diseases. Urology Herald. 2020;8(1):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-110-120

Просмотров: 4818


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2308-6424 (Online)